Главная · Новости · Документы · Фотоархив · Ссылки · Форум · Поиск · Вопрос-ответ · Обратная связь 17 Ноября 2017, 22:39:58
Введенская ветвь
Тарусины поселка Введенка

• Общая информация о Введенке
• Из истории Введенки
• Экспресс-посещение Введенки. 2011 год
• Тарусины Введенки



• Общая информация о Введенке •

Введенка (укр. Введенка) — посёлок городского типа, Введенский поселковый совет, Чугуевский район, Харьковская область, Украина.
Координаты: 49°49'20" с. ш.36°30'05" в. д.


Введенка, Чугуевский район

Введенка, Чугуевский район


Население по переписи 2001 года составляет 2710 (1216/1494 м/ж) человек.
Является административным центром Введенского поселкового советы, в который, кроме того, входят сёла Заудье, Зеленый Колодезь, Свитанок и Терновая.

Река Уды у поселка Введенка

Река Уды у поселка Введенка

Посёлок городского типа Введенка находится на левом берегу реки Уды, выше по течению примыкает село Терновая, ниже по течению примыкает пгт Новопокровка.

Мелькомбинат в Новопокровке

Мелькомбинат в Новопокровке

Напротив Введенки, на противоположном берегу раскинулось село Старая Покровка. К посёлкам Введенка и Терновая примыкает небольшой лесной массив. Рядом, по краю этих сёл проходит железная дорога, станция Платформа 41 км. К посёлку примыкает массив садовых участков.

Вид на Старую Покровку от Введенки

Вид на Старую Покровку от Введенки





• Из истории Введенки •

Время основания Введенки - 50-е годы XVII в. Но прежде немного предыстории :

1639. Чугуевские черкассы, после убиения Стефана Остряницы, совсем оствляют земли царя московскаго, но, разсеявшись по Украине, снова селятся на свободных землях. (Ф. IV, 40).
1639. В построенном и оставленном черкассами Чугуеве поселяются присланные из России дети боярские, стрельцы и пушкари. Чугуев находится в ведении особаго воеводы. (Пам. кн. 1865 г. 72).

1641. На место удалившихся Черкасов скоро присланы были в Чугуев из разных мест России боярские дети, стрельцы, пушкари и казаки. [1]
По писцовой книге 1647 г. показано в Чугуеве:
Детей боярских ........................ 120
Казаков ...................................... 300
Стрельцов из Москвы
и из других городов .................. 400
Пушкарей .................................. 300
Мастеровых ................................. 9

На лицо было тогда 689, прочие ожидались.

Поселенцы Чугуева обыкновенно называются «Сведенцами», потому что они сведены, собраны были из разных мест России. Тут значились «каторжные на лицо и каторжные по государеву указу прибранные», т.е. назначенные, но ещё не прибывшие в Чугуев. Вскоре сюда стали являться из разных мест беглые крестьяне и люди, которым угрожала строгость суда местнаго и которые, как понятно, сказывались здесь людьми свободными, готовыми служить царю. Отселе в чугуевском архиве весьма много памятей. Отписок, челобитных о высылке из Чугуева беглых;-отыскать и выслать их было не легко. Видим даже жалобу чугуевцев к царю на то, что их будто бы напрасно тревожать и отрывають от службы царской розысками о беглецах.
-------
[1] Грамотою от 10 февраля 1641 года дано было знать, что в Чугуев послано было на службу 300 стрельцов; а грамотою от 20 февраля объявлено, что эти стрельцы посланы на год, «до зимнего пути 150 (1642) года». Грамота 9 мая 1641 года говорила, что предписано выслать в Чугуев с денежным жалованьем боярских детей, станичников и казаков из Белгорода 35, из Курска 70, из Оскола 50. К ним то, конечно, относилось убеждение грамоты 9 мая 1641 года остаться навсегда в Чугуеве. В 1642 году князь Гагарин доносил: «а всего, Государь, на Чугуеве разных служилых и жилецких людей 408 человек, а ныне многие Чугуевские служилые стрельцы и казаки разбежались». По другой его отписке 1642 года видели мы, что убежали многие из 99 детей боярских, присланных на вечноё житьё из Мценска в 1641 году. Царскими грамотами от 21 июня и 2 июля 1641 года дано знать, что в Чугуев посылаются 3 боярских детей на вечное житьё с жалованием и велено отдать им дворы «изменников Черкасс»; а в другой грамате 1641 г. сказано, что посылаются из Мценска 100 чел.; распоряжение о них – прежнее и ещё прибавлено: «а которую рожь к нынешнему 149 г. сеяли изменники Черкассы, и ты бы ту рожь переписал и на десятинах роздал детям боярским, мценянам и всяким служивым людям». Отписка воеводы от Янв. 1642 г. говорить, что 99 Мценян, присланные в 1641 г., убежали и не отысканы. Царская грамата от 13 Января 1643 г., назначая денежное вспоможение для постройки домов Чугуевским служилым людям, предписывает составить точную опись: а) всем наличным людям; б) людям, выбывшим из Чугуева, с означением времени и причины; в) всем угодьям, полям, лугам и усадьбам. Далее: « а станичников к урочищам посылал бы еси с Благовещеньева дни или ранее, смотря по весне и по тамошнему времени, и держал бы станичников в станичной службе с весны во всё лето и до больших снегов, и берегли бы на крепко, чтоб Татарове и воры Черкассы к Чугуеву и к иным Украинным городам безвестно не пришли и людей не побили и в полон не поймали; а то бы еси станичникам сказал имянно, чтоб они в станице ездили и до урочище доезжали и сакмы Татарския переезжали и на Чугуев приезжали с прямыми выстьми, а не с ложными». Царская грамата от 12 Апреля 1650 г., извещая о высылке денежнаго жалованья 50 станичникам Чугуевским, предписывает им «служить по прежнему указу к Борисову, к Салтовскому городищу, Изюмскою сакмою, и к Валкам вверх по Студенку, до тех урочищь доезжати». Память от 18 Февраля 1656 г. предписывает Исааку Савичу Бунакову посылать из Чугуева в Змеёв не более 10 детей боярских, 10 казаков и 8 стрельцов, в Харьков 5 человек детей боярских.


Первое упоминание о Введенке относится к 1647 году:

Дети боярские чугуевской сторожевой службы, на отведенной им по р. Удам земле, населяют села: Введенское, Терновое, Старое Покровское, Васищево, Шубино. Все они получают названия или от построенных здесь церквей, или же от прозвища первых поселенцев; так, Шубино от Шубина, Васищево – от Прокофия Васищева, Терновое от местности, Введенское и Покровское от церквей. (Ф. II, 107; IV, 96).

Одним из первых боярских детей, поселившемся на реке Студенок, впадающей в реку Уды, был Прокофий Васищев. И вот его то именем и было названо первое поселение русских боярских детей. Земля здесь была отведена 29 боярским детям. Первое пoceление 1647 года состояло из 29 дворов.
Постройки были все деревянные, из толстых брёвен из соседнего соснового бора. Кроме сосновой избы, где жила семья, в усадьбу входило много других хозяйственных построек. И основная – это конный двор. У каждого двора было по несколько рабочих и сторожевых лошадей. Каждый двор представлял собою подобие маленькой крепости. Все мужчины в случае опасности брали оружие, седлали лошадей и становились воинами.

Описание истории заселения этих мест, можно найти на страницах сайта Михаила Истомина о селе Терновая , посвященном соседнему с Введенкой, селу Терновая. Думается историческая судьба обоих поселений была схожей, поэтому многое рассказанное об истории Терновой на этом сайте, в той же мере может относится и к Введенке.
Вот несколько выдержек из этого описания:

«…в 1571 году Царь Иван Васильевич Грозный устраивает сторожевую службу на Слобожанщине для защиты от татар. Боярин кн. Воротынский, дьяк Ржевский, кн. Тюфякин и Юрий Булгаков получают начальство над пограничной линией. Нужно отметить, что в росписи мест, которые должен был объезжать рыльский голова, для наблюдения за татарами, сказано: «да вниз по р. Удам, через Павлово селище, к Донецкому городищу, да к Хорошеву городищу, через Хорошев колодезь, да чрез Удския ровни». Т.е. уже в это время эпизодический контроль над незаселенной территорией осуществляло московское правительство».

«В 17 веке украинские казаки, подданные польского короля, обосновались на Слободской Украине в результате 7 массовых переселений – в 1617, 1638, 1640, 1645-1647, 1650, 1659 и в 1675 гг. В русских документах того времени переселенцев называли литовскими людьми или черкасами. Почему литовскими людьми? Потому что на момент объединения Литвы и Польши в 1569 году в результате Люблинской унии Левобережье и Киев принадлежали Великому Княжеству Литовскому. А название черкасы использовали, потому что большая часть переселенцев происходила из Черкасщины. Сначала в документах перестали использовать термин литовские люди, а к концу 17 века и термин черкасы.
Для поселения на новой земле черкасам нужна была «прописка» в виде царской грамоты. Царские власти приветствовали приход православных братьев и делали всё для их закрепления в регионе. Выделялись поля, луга, семена, скот, деньги; вводились налоговые льготы. Водные и лесные ресурсы были общего пользования. Новоприбывшие должны были принять присягу на верность Государю и целовать Евангелие».

«Великорусская колонизация края осуществлялась путём переселения на Слобожанщину служилых людей – стрельцов, детей боярских, русских казаков и т.д., поэтому их доля среди населения была небольшой».

«Можно предположить, что в Введенке и в Терновой число первых поселенцев было не более 25 детей боярских в каждом селе…»

«Почти все жители сел русские, и разговаривают на русском языке с некоторыми особенностями».

Особенности лексикона и религиозные предпочтения селян, приведены на том же сайте.

Михаил Истомин отдельной главой приводит фамилии первопроходцев, многие из которых и по сей день распространены в Терновой:
«Агарков, Антипов, Бегунов, Блудов, Булавин, Губин, Долгополов, Дюкорев, Дягилев, Дьяк`ов, Веденьёв, Ерёмин, Ерохин, Истомин, Картавцев, Кащавцев, Красильников, Мишнёв, Поляков, Проскурнин, Пузиков, Сазонов, Cапелкин, Серокуров, Спесивцев, Степанов, Тарусин, Тонкий, Черников, Чернов, Чурилов.»

Как видно, и наши однофамильцы упомянуты в этом почетном списке.

И закончим приведенную историю заселения этого края, сведениями со страниц «Историко-краеведческого описания пгт. Введенка» школьного учителя истории поселка Введенка, Шульги Валерия Михайловича. Данное пособие опубликовано в г. Чугуев, в 2004 году.

Историко-краеведческое описание пгт. Введенка


На этом месте нужно дать пояснение, которое автор этой работы, Шульга В.А., дал мне при личной встрече:
«…я помню, что в вышеупомянутом описании Филарета, среди 43 товарищей Максима Степанова приводилась фамилия Тарусиных» - сказал Валерий Михайлович.
Было бы большой удачей найти это описание и подтверждение его слов. Вот ссылочные данные на это издание: «Историко-статистическое описание Харьковской епархии». Харьков. 1857. Отд. 4.

Название село получило по имени церкви. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена между 1647 и 1654 гг. и является достопримечательностью этих мест.

Свято-Введенский храм

Свято-Введенский храм, Введенка (автор: viktor matveyshyn, foto-planeta.com)


Свято-Введенский храм


До 1930 года село называли Введенское. В 1938 присвоен статус посёлка городского типа. На территории Украины 2 населённых пункта с названием Введенка.
Жители посёлка занимаются ведением тепличных хозяйств.

На фронтах Великой Отечественной войны сражались с врагом 250 жителей Введенки, из них 80 награждены орденами и медалями, 96 погибли. Свято чтут жители поселка память о героях, отдавших жизнь за освобождение Введенки. Их имена установлены красными следопытами и запечатлены на мемориальных досках у памятника в поселке.
В поселке братская могила советских воинов. Похоронено 203 воина.


Братская могила


В поселке есть современная школа основанная в конце XIX века, пункт медицинского облуживания:

Пункт медицинского обслуживания поселка Введенка

Пункт медицинского обслуживания поселка Введенка


Школа в поселке Введенка

Школа в поселке Введенка


Футбольное поле на правом берегу Уды

Футбольное поле на правом берегу Уды

На территории Введенки найдено поселение эпохи поздней бронзы.




• Экспресс-посещение Введенки. 2011 год •

Желание узнать хоть малую частицу истории Тарусиных, которые по документам жили в окрестностях Чугуева, привело меня к этому далекому украинскому поселку.
Знакомство с окрестностями Введенки я начал от ближайшей пассажирской станции Украинских железных дорог с именем Мохнач. Станция эта, без сомнения, является живым и ярким уголком железнодорожного пейзажа, созданным руками людей, неравнодушных к месту своей работы. Голубые ели, и огромные цветники придают вокзалу особенный привлекательный вид, и доставляют радость всем, кто задержался в Мохначе хоть на одну минуту.

Станция Мохнач

Станция Мохнач

Станция территориально относится к поселку Терновая. А Введенка отделена от нее километровой прослойкой соснового леса, разделяющего эти два поселка.
К Введенке от Мохнача можно пройти несколькими путями. Во-первых, - по любому из радиусов сквозь упомянутый лес, и, во-вторых, - по автотрассе, огибающей его стороной.
Дорогу сквозь лес можно оценить по снимкам, которые удалось сделать во время пребывания в этом небольшом оазисе природы.

Одна из лесных дорог от станции Мохнач к Введенке

Одна из лесных дорог от станции Мохнач к Введенке


Выход к Введенке по лесной дороге

Выход к Введенке по лесной дороге

Нужно заметить, что лес прекрасный, но, к сожалению, сильно натоптанный, и оттого сиротливо-прозрачный и слишком урбанизированный.
То, что лес оказался на пути жителей Введенки к станции, похоже, не идет ему на пользу. Слишком много проложено дорог и тропинок на его скромных площадях, и оставлено мусора на обочинах.

Если двигаться к Введенке по автостраде, то путника ждет типичная сельская картина.

Это участок дороги по  Мохначу (Терновой)

Это участок дороги по Мохначу (Терновой)

Как видите, автодорога имеет сельский вид, и за счет окружающей дикой и приятной для глаз растительности, кажется уютной и по-домашнему привлекательной для путника.
За Мохначом дорога выводит автомобилистов на открытое пространство, заросшее травой и низким кустарником, ограниченное слева - железнодорожными путями,

Это участок дороги по  Мохначу (Терновой)


а справа – упомянутым сосновым бором.

Еще одна лесная дорога к Введенке

Еще одна лесная дорога к Введенке

В двухстах метрах от Введенки сосновый бор заканчивается. И автострада, заложив небольшую петлю, выводит автомобили к железнодорожному переезду, касаясь своим краем этого поселка.

Впереди Введенка

Впереди Введенка

На снимке хорошо виден изгиб этой дорожной петли. Слева, на взгорке, виднеется железнодорожный переезд, по центру – кладбище, которое вплотную примыкает к Введенке, а справа – белое здание автосервиса.
Поселок целиком располагается по правую сторону от железнодорожного пути, и от него широкой пологой полосой спускается к пойме реки Уды.
Этот высокий солнечный южный склон холма, у неистощимого запаса пресной воды, и черная плодородная земля речной поймы способствовали выбору места для этого поселка в XVII веке.

Станция технического обслуживания

Станция технического обслуживания на въезде в поселок


Парадный въезд

Парадный въезд

Эти же факторы остаются основными и сейчас при выборе места для усадьбы. Поэтому не стоит искать в поселке прямых улиц и очерченных под линейку кварталов. Все подчинено узкой хозяйственной необходимостью. Поэтому, представленные мною фотографии, лишь маленькие видимые фрагменты из бесконечных изгибов этих улиц, домов, укрытых от прохожих густыми кронами лиственных деревьев и кустарника.

Длинных улиц - единицы, и те идут параллельно речному руслу, повторяя его изгибы и обходя построенные усадьбы. Дома строятся так, чтобы не загораживать от солнца участки земли, которые кормят их владельцев. Поэтому вид и расположение их непредсказуем. Не зная топографии поселка, находясь на улице трудно предположить, и тем более увидеть, куда она приведет. Лишь постоянный небольшой уклон может быть ориентиром в сторону поймы реки.

Первые дома Введенки

Первые дома Введенки

Когда оказываешься в неизвестном населенном пункте, то первым желанием становится найти центр поселения. Но, для этого необходимо хотя бы знать направление к нему.
Введенка не тот поселок, где по улицам непрерывно ходят люди. Тем более в жаркую страдную полуденную пору. Мне повезло, уже при входе в поселок удалось встретить доброжелательную женщину, способную не только указать, но даже проводить меня к центральной улице поселка, названной именем Кирова. За это мне пришлось расплатиться с нею рассказом о цели своего визита.

Моя добровольная помощница пояснила мне, что в поселке проживает много Тарусиных, и назвала цифру 500. (Думаю, она преувеличила). Но это обнадежило меня. Значит не зря я сюда приехал и встреча с Тарусиными мне гарантирована. И тут же спросила: «Какие Тарусины мне нужны?»
В Введенке так много наших однофамильцев, что для различения их, селяне используют помимо фамилий еще и их клички. И это не удивительно, ведь народонаселение поселка прирастало, лишь за счет потомков одних и тех же семей. Потому единственный способ ориентации среди них – это прозвища, за которыми, несомненно, скрываются интересные исторические факты. К сожалению, времени на выяснения этих историй у меня не было.

Первый гид

Первый гид, который сопровождает меня к центральной улице поселка

Поскольку я не знал «какие Тарусины мне нужны?», то это огорчило моего гида. Но она без обиды заметила, что в таком случае, я «могу идти в любом направлении и везде найду Тарусиных». Пройдя под уклон не более сотни метров, мы вышли к перекрестку с вышеупомянутой улицей Кирова. Моя провожатая, считая, что выполнила свою миссию, показала рукой, какая из улиц названа Кирова, попрощалась со мною и отправилась по своим делам. А я остался на перекрестке один, пытаясь закрепить в своей памяти и фотоаппарате окружающую меня картину.
Первое, что бросилось мне в глаза, стоящее у перекрестка дорог, это скромное в своей простоте и строгости одноэтажное здание белого цвета, построенное для поселкового Медпункта.

Поселковый Медпункт

Поселковый Медпункт

Наверное, для горожан покажутся странными фиксация внимания на этом здании, но те, кто знает о мизерных вложениях в медицину сельских глубинок, поймет, какое огромное значение для села имеет это скромное здание, и, что стоило добиться постройки его в рядовом сельском поселении.
Затем, мой взор упал на улицу Кирова и увидел то, что запечатлено на последующих снимках.

Улицы Кирова. Начало

Это снимок вдоль улицы Кирова - к ее началу


Улицы Кирова. Конец

А это вид в ее противоположную сторону

Улица Кирова является не только центральной, но и самой длинной улицей поселка, и тянется 3-х километровой нитью от одного его края к другому.
Я, по случаю, оказался в ее геометрическом центре улицы. И поскольку никакой целевой установки в моей голове еще не сформировалось то, инстинктивно, избегая встречного солнечного удара, направил свои стопы по солнцу, в конец Кирова.

Улицы Кирова


Ввиду полного отсутствия людей, основные впечатления получаю через зрительное восприятие застывшей окружающей картины. Как видно по фотографиям, впечатлений не так уж много. Дорога и бесконечные заборы, над которыми возвышаются крыши домов и покрытые пылью деревья, жарким каньоном, ведут меня в такую же жаркую неизвестность. От дороги струится столько тепла, что зазаборная жизнь с ее тенистыми деревьями и кирпичными прохладными палатами представляется мне райской. Но, какая она эта жизнь на самом деле, определить с улицы нет никакой возможности. Она плотно скрыта сплошными глухими заборами.
Такая заборная изоляция - следствие длительной оседлой жизни и опытом многих поколений. Пожалуй, в этом отличие этого поселка от аналогичных поселений Кубани, где улицы от дворов разделяет невысокий штакетник. И дворы открыты для обозрения с улицы.

В Введенке дома жмутся вплотную к дороге. Это удобно в нынешний век автомобилизации, и, к тому же, позволяет сохранять сплошным участком максимальное дворовое пространство под садово-огородные нужды. Жилища, как и везде в сельской местности, разные, и по размерам и по архитектуре, и зависят в большей степени от достатка хозяев.

Усадьбы на улице Кирова

Это один вариант усадьбы на улице Кирова…

Судя по длинному общему забору и строительному материалу домов, можно предположить, что здесь живут родственные семьи.

Дома на улице Кирова

… а это – другой

Только после некоторого пребывания в поселке выяснилось, что свое дворовое пространство жители Введенки, как правило, используют для тепличного выращивания овощей: помидор, огурцов, баклажан, перца и т.п. Почти в каждом дворе есть теплица, а у некоторых хозяев их несколько и довольно большого размера. Шириной теплица может достигать 10, а длиной - 40 - 50 метров. Для большинства жителей тепличное хозяйство это единственный способ заработка и выживания.
Ниже представлен образец такого хозяйства на 4 теплицы с расположенным рядом участком для богарного овощеводства.

Теплицы



Теплица вблизи

Теплица вблизи

О том, что тепличное хозяйство самый распространенный в поселке «бизнес», вы можете убедиться, если посмотрите спутниковый снимок поселка Введенка. Все белые крыши на снимке, - это крыши теплицы.

Теплицы с высоты


Понятно, что выращивание овощей в теплицах очень тяжелая работа, непрекращающаяся круглый год. При этом хозяевам приходится думать не только о посеве, поливе и сборе урожая, но и о его реализации. Поэтому на улицах Введенки, у некоторых дворов стоят огромные, покрытые тентом прицепы, приспособленные для перевозки овощей.

По мере того, как я продвигался к концу улицы Кирова, у меня возрастало желание скорее подойти к дому кого-либо из Тарусиных и побеседовать с его хозяевами. Я знал адреса Тарусиных, которые жили вдоль улицы Кирова. Но кроме лая собак из-за забора на мой стук никто из жителей не откликнулся. Возможно, хозяев не было дома или они отдыхали после утренних трудов, а может быть работали в глубине двора, в теплице, и потому не слышали моих и собачьих призывов. Но, само существование собак говорило мне, что люди здесь все-таки живут, но остерегаются непрошенных гостей.

По случаю жары, к моему удовольствию, после того как я отходил от забора, собачий лай быстро затихал, так и не перекинувшись на соседние дворы, и мое присутствие в поселке вновь становилось незамеченным.
Я уже отчаялся найти кого-то из Тарусиных, когда, наконец, мою дорогу пересек одинокий прохожий, и я получил совет - перейти на соседнюю улицу. «Там, в начале ее, - сказал он, - стоят два дома Тарусиных, и в одном из них я видел хозяев».
Это несколько прибавило мне энтузиазма, и я, уже мысленно решивший на время прекратить поиски и отправиться на речку, изменил установку и себе поставил целью тут же навестить указанные мне дома, пока хозяева их дома.
Преодолев межуличный заросший травой луг,

Улица Луговая


я вышел на широкое пространство улицы Луговой, по сторонам которой стоят два упомянутые дома.

Улица Луговая



Улица Луговая


В одном из них молодой хозяин оказался дома, и вышел, за ворота. Я объяснил ему цель своего посещения Введенки, и задал ему несколько вопросов.
С его слов, я понял, что Тарусиных в поселке, действительно, много. Но тех, которые могли бы сохранить старые документы и фотографии прошлых лет и предоставить их мне, я вряд ли найду. Это оттого, что село, в прошедшую войну, долго находилось в немецкой оккупации. И люди, в целях безопасности, пожгли все свои документы. По завершении беседы, я получил от него совет, обратиться в поселковую школу к преподавателю истории, который изучал историю поселка. Этот учитель многое знает о прошлом Введенки и его обитателях, и может оказаться полезен мне в знакомстве с историей села.

Поскольку хозяин усадьбы был очень озадачен домашними хлопотами, я не стал задерживать его, и после недолгого прощания, он скрылся за воротами. А я, опять оставшись в одиночестве, отправился искать исторический центр села, который, как указала одна из местных жительниц, находился на моем пути к реке. Это делало путь более осмысленным и привлекательным для усталого и замученного зноем «путешественника». Когда я, наконец, добрался до «центра», то на его месте увидел заброшенный и заросший травой холм, с цепочкой огороженных проволокой огородов. Причиной заброшенности ранее занятого места, могло стать истощение земли или воды. И жители покинули эти участки, переселившись на более плодородные угодья. Такие незаселенные участки, можно встретить в нескольких местах поселка.

Я попытался зафиксировать «исторический центр» на трех последовательных снимках. Они представлены ниже. Действительно ли это «исторический центр», я не знаю! Но наличие рядом церкви, может быть, косвенным тому доказательством.

Исторический центр



Исторический центр


На заднем плане всех снимков запечатлена неглубокая пойма реки, заросшая густым кустарником и тенистыми деревьями. А сельские дома лентами спускаются к ней по пологим откосам берега. Судя по проезжей части дорог, основа почвы песчаная, и только в низинной пойме, ее покрывает слой чернозема.

Исторический центр


На этом отпечатке видны сине-зеленые купола знаменитой Введенской церкви. Церковь - главная достопримечательность не только поселка, но и Украины.

Введенская церковь

Вид на Введенскую церковь от исторического центра села

Я, конечно, не мог отказать себе в желании приблизиться к ней.

Введенская церковь

Введенская церковь с лицевой стороны

Эта первая деревянная церковь, которую я увидел в своей жизни. Без сомнения, выглядит она необычно, если сравнивать ее с внешним видом типичных каменных церквей. Глухие стены и отсутствие внешних настенных украшений – это то, что сразу бросается в глаза тому, кто остановил на ней свое внимание.

Единственным внешним украшением является треугольный фронтон крыльца, украшенный сценой из библейского сюжета, в честь которого построена и названа церковь:
«Введение Богоматери во храм Бессребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана Ассирийских и матери их преподобной Феодотии».

Введенская церковь


Уникальность церкви не только в том, что она полностью сделана из дерева, но и в том, что она сохранила свой первоначальный вид с 1785 года. Это очень редкий случай для нашего времени, тем более для деревянных памятников истории.
Как я выяснил у прихожан, церковная служба в этом храме проводится по праздничным дням. В период моего посещения, никаких праздников не было, храм был закрыт, и я, к сожалению, не мог осмотреть его изнутри. Так что о внутреннем ее убранстве мне ничего рассказать.

Другой достопримечательностью поселка является протекающая по границе поселка река Уды. Когда-то она служила естественным барьером от набегов татар. Сейчас трудно себе представить какое-либо ее использование в обороне.
Но, как и ранее, эта река является несомненным украшением этих мест.

Речка Уды у поселка Введенка

Речка Уды у поселка Введенка


Берега Уды

Берега Уды в летнюю пору

Река неглубокая, в ширину около десяти метров, дно илистое. Однако для утоления желания охладиться в жаркий полдень, вполне достаточная. Поэтому в воде и около нее я увидел много маленьких ребятишек, купающихся под надзором родителей, и взрослых, загорающих на берегу.
Плаванию очень способствует рукотворная запруда у моста, повышающая уровень воды до полутора метров, и небольшое течение, непрерывно обновляющее воду.

Мост через реку Уды

Мост через реку Уды у Введенки

Поддавшись общей, как всегда праздничной атмосфере омовения, я не мог отказать себе в удовольствии присоединиться к купающимся, и остаток первого дня пребывания провел на берегу, смывая накопившуюся усталость прохладной водой и расслабленным созерцанием окружающего пейзажа.

Следующий день я начал с посещения поселковой школы.
Надо признать, школа в Введенке прекрасная, и находится в отличном состоянии. В такой школе хочется учиться.

Школа в поселке Введенка

Школа в поселке Введенка

Школа окружена огромным открытым со всех сторон двором, в котором достаточно места для спортивных площадок, и для мест отдыха школьников в перерывы между занятиями. Сквозной широкий проход под первым этажом, как нельзя лучше подходит зданию такого назначения. За ним открывается уютный дворик, с разумно рассаженными голубыми елями.
Ниже представлены два снимка этого дворика.

Школа в поселке Введенка

Внутренний дворик школы. Левая его часть


Школа в поселке Введенка

Правая часть дворика

Мне повезло. В день моего визита учителя собрались в школе для подготовки учебных аудиторий к приближающемуся учебному году. И потому, я, без особого труда, нашел учителя истории, Шульгу Валерия Михайловича, который, как я уже знал, изучал прошлое поселка. Накопленные результаты Валерий Михайлович опубликовал в книжке, страницы которой представлены выше.
Он оказался очень отзывчивым и контактным человеком. Учителем по призванию. Он с пониманием отнесся к моему поиску, и, в знак нашего знакомства, подарил мне один экземпляр своей книги. Фотографию ее обложки можно увидеть ниже.

Методичка о Введенке


Две скрещенные сабли над заголовком книги - это атрибуты Чугуевского герба.

Покинув школу, я пытался еще дважды достучаться до своих однофамильцев, дома которых по сведениям селян оказались на моем пути, но так и не дождался ответа.
Последними объектами моего внимания стали: рыночная площадь и поселковое кладбище.
Если я правильно сориентировался, то рыночной является вот эта площадь у магазина.

Рынок


Поскольку день был будним, то продавцов было мало, а покупатели – вообще отсутствовали. Сделав этот снимок, я отправился на кладбище, где надеялся найти захоронения с именами тех, кто был похоронен до революции.
Увы! Ранних захоронений Тарусиных я не нашел. Возможно, их уничтожило время, или их хоронили в другом, неизвестном мне месте. Так что погрузиться в историю Тарусиных с помощью памятных надгробий мне тоже не удалось.

Покидая Введенку и мысленно прокручивая события, которые прошли передо мной за эти два дня, я пришел к выводу, что запланированную программу мне не удалось выполнить в полной мере. Я выбрал слишком короткий и неудачный период для поездки - время сельской страды. Жителям поселка в эту пору не до бесед с посетителями, и они дорожат каждой свободной минутой отдыха.
И еще: для доверительных бесед необходимо чтобы у собеседников имелись общие знакомые или общие интересы. У меня, к сожалению, таковых не оказалось! А общность фамилии, в настоящее время, не аргумент для общения у сегодняшнего поколения.

Это необходимо учесть при организации следующих посещений. Стоит заранее списаться с кем-то из жителей поселков, хотя бы для того, чтобы они подготовили материалы и объекты для посещения. И, конечно, обратить особое внимание на поселок Терновая, который полностью выпал из моего поля зрения. А ведь в нем живет автор сайта http://mixail-istomin2010.narod.ru, который мог бы во многом помочь моим поискам, если бы я подумал об этом до поездки.

И в тоже время, я уверен, что потратил свое время не напрасно. Выполненная мною разведка необходима тем, кто попытается пройти дальше, чем я. Себя же я обогатил новыми знаниями и впечатлениями от посещения юга Украины.

Последний километр по земле Слобожанщины я прошел по лесу, чтобы еще раз вдохнуть запах сосновой хвои и попрощаться с этим чудесным природным уголком, по земле которого возможно, ходили мои далекие предки.

Лес


Вот таким встретил меня лес в день моего убытия. В меру своих сил, укрывал меня от палящего солнца, и вел протоптанной дорогой к станции со странным названием «Мохнач».

А, на станции, меня встретили прежняя чистота и уют. Над цветниками во множестве кружили бабочки, собирая нектар уходящего дня, напоминая людям о том, что еще не окончилось лето, и впереди еще не меньше месяца теплых погожих дней, способных сохранить эту праздничную красоту для проезжающих путников.
И я не удержался от соблазна сфотографировать одну из этих порхающих южных красавиц на память о днях, проведенных в этом чудесном уголке планеты.

Клумба

«Парусник» на клумбе привокзальной площади

Я покидал этот край с надеждой, что кто-то из Тарусиных, живущих за пределами этого края, обязательно навестит этот уголок земли, где может быть жили или живут его родственники, а это, сделанное мною описание, возможно, найдет отклик у жителей упомянутых поселков, и они помогут нам достучаться до истории наших однофамильцев.

С уважением, Тарусин




• Тарусины Введенки •

Документы сайта ОБД "Мемориал" убеждают нас, что Введенка Чугуевского района - Родина большого количества семейств Тарусиных.

Косвенные выводы позволяют рассматривать часть введенских Тарусиных как предков кубанских ветвей фамилии (казанские, ладожские Тарусины), учитывая, что в основании и заселении станиц кубанской линии в 1802 приняли участие 3277 казаков бывшего Екатеринославского войска, составивших Кавказский полк.

Между тем известно, что Екатеринославское казачье войско было создано в 1787 из Бугского казачьего полка и однодворцев, поселенных в Екатеринославской губернии по бывшей Украинской линии. В Екатеринославское войско, были включены, кроме того, бугские казаки, обращенные в казаков поселяне польских имений Г.А.Потемкина, старообрядцы Екатеринославского наместничества, мещане и цеховые городов Екатеринославского, Вознесенского и Харьковского наместничеств, Екатеринославский конный казачий полк, а также жители Чугуева и соседних селений (в т.ч. калмыки). Войско, состоявшее из 10 полков, не имело компактной территории.

Возможно и дробышевская ветвь тесно связана с введенской как дочерняя, а может и как паралельная ветвь.
Но это ещё предстоит исследовать и доказать.



Источники:
История городов и сел Укарины (Том Харьковская область, стр. 650-651)
Wikipedia
Cайт Михаила Истомина о селе Терновая
Официальный сайт города Чугуева


Авторы: Тарусин Геннадий, Тарусин Александр.

Логин
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Ветви Тарусиных
• Генеалогические деревья
• Гипотезы расселения Тарусиных

• Сушанская ветвь
• Нагорновская ветвь
• Дединовская ветвь
• Введенская ветвь
• Дробышевская ветвь
• Ладожская ветвь
• Казанская ветвь
• Анапская ветвь
• Анапская ветвь (хутор Тарусин)
Тарусины в истории
• Этимология фамилии
• Тарусины времен Древней Руси и Российской Империи
• Тарусины времен раннего СССР
• Тарусины после ВМВ
Дополнительно
• Благодарности
Генеалогические сайты
Осмысляемая бессмысленность
• Осмысляемая бессмысленность
/Генеалогический поиск/


Архивное наследие Украины
• Архивное наследие Украины

Полезные ссылки
Самоделкин. Сделай сам
• Самоделкин
Сделай сам


Мир идей. Банк идей
• Мир идей
Банк идей